Новости

Сайт и мобильные приложения для доставки. Легко?!

На первый взгляд, в разработке сайта или мобильного приложения для доставки еды нет ничего сложного: меню, корзина, онлайн оплата и можно запускать! Ну хорошо, если немного поразмышлять, то можно еще добавить личный кабинет гостя, небольшую систему лояльности (скидки на заказ или накопление баллов) и... ах да, чуть не забыли админку для рассылки push-сообщений и, что уже посложнее, интеграцию с одной из ресторанных систем (iiko, r-keeper, 1C и т.п.). От двух месяцев работы, достаточно подъемная сумма для заказчика (особенно по сравнению с ремонтом помещения) и мы запустились. Ура!
Таких историй очень много, за примерами далеко ходить не надо - исполнители с гордостью рассказывают о таких "историях успеха":
https://vc.ru/dev/174773-razrabotka-mobilnogo-prilozheniya-dlya-dostavki-edy-na-ios-i-android-topovogo-rossiyskogo-urovnya
https://vc.ru/life/156464-kak-zapustit-mobilnoe-prilozhenie-za-100-000-rubley-instrukciya-dlya-zakazchikov
Интересно проследить судьбу проектов через год-два после запуска. К сожалению, почти всегда подобные проекты заканчиваются "заброшенным", не обновляющимся больше полугода приложением в App Store или Google Play, или сайтом с заблокированной картой Google, на которой должен был быть указан адрес ресторана. А владелец ресторана приходит к неутешительному выводу: сайт и приложения для доставки не работают, деньги потрачены зря!
Есть две главные причины таких результатов:
  • завышенные ожидания заказчиков (поддержанные исполнителем);
  • недооценка сложности проекта и стоимости поддержки и развития.
Подробнее об этих причинах и как избежать ошибок мы расскажем в следующем выпуске. Подпишитесь на обновления блога - обещаем писать не часто, но интересно!
Завышенные ожидания связаны с тем, что владельцы ресторанов зачастую ожидают от сайта или приложения функций, свойственных рекламе и маркетингу: привлекать много новых гостей, знакомить людей с брендом. Качественный инструмент, удобный и с красивым дизайном, способен обеспечить рост числа новых гостей, но в очень ограниченном количестве: в большей части за счет "сарафанного радио" и SEO. С числом заказов и средним чеком ситуация лучше - грамотная система лояльности и разнообразные каналы коммуникации, рекомендательная система, выверенный процесс заказа, способны стимулировать гостей заказывать чаще и больше. Сайт или приложения в настоящее время это скорее необходимый элемент современной доставки, но не всегда достаточный.
Недооценка сложности в большой степени вина исполнителей, в погоне за проектом, упрощающих и "удешевляющих" проект. Продать заказчику проект за несколько миллионов рублей несравненно сложнее, чем за сотни тысяч, но зарплаты разработчиков все также высоки. Выход - исключить все, кроме самого необходимого, а лучше и часть необходимого тоже. Этот подход в конечном итоге играет и против самого разработчика: заплатив за проект 250 000 рублей, тратить на годовую поддержку сумму, эквивалентную стоимости всего проекта, заказчик как правило не готов. Но эти сложности будут позже: а сегодня разработчик сделает проект, разместит его в своем портфолио, расскажет о проекте на популярных ресурсах...