Статьи

Наши рекомендации рынку в текущей сложной ситуации.

Совсем недавно, весной 2020 года, мы, вместе со всем рынком, пережили кризис, связанный с пандемией COVID-19. Несмотря на то, что для HoReCa есть несколько общих моментов: сложности с поставками из-за рубежа, падение курса рубля и рост инфляции, все же ситуация на конец февраля-март 2022 года кардинально отличается от локдауна двухлетней давности.
Чтобы не углубляться во все аспекты, остановимся только на том, что непосредственно касается нашей экспертизы: автоматизации ресторанной сферы. Подскажем, на что обращать внимание в текущих условиях, ответы на какие вопросы стоит получить.

Возможны блокировки и DDOS атаки на дата-центры и каналы связи российских компаний. Часть производителей ПО заблокировала продажи и поддержку. Внесение вредоносного кода при обновлении библиотек. Некоторые регистраторы доменных имен блокируют продление доменов в зоне .RU.
Что делать: Поговорите со специалистами, отвечающими за поддержку – знают ли они о перечисленных проблемах и что делают, чтобы их избежать. Используется ли ПО для защиты от DDOS атак, проверяются ли библиотеки (в том числе с открытым кодом) при обновлении, есть ли план замены заблокированного ПО на аналоги. Перенесены ли домены к российским регистраторам?

Важно отметить, что в результате санкций ограничен ввоз в Россию процессоров и серверного оборудования, так что стоимость инфраструктуры неизбежно будет расти.
Что делать: Если есть возможность, оплатите услуги аренды серверов на несколько периодов (год) вперед, чтобы зафиксировать цену.

Еще одним неприятным отличием является утечка ИТ специалистов из страны и переориентация их на работу с зарубежными заказчиками за валюту. Это чревато серьезным сокращением предложения и ростом стоимости ИТ услуг на российском рынке.
Что делать: Убедитесь, что ваш подрядчик не испытывает сложностей с кадрами. Что он имеет в штате еще как минимум нескольких специалистов для замены тех, кто работает над вашими задачами сейчас.

Мы столкнулись с блокировкой нескольких способов оплаты в результате санкций. Важно понимать, что GooglePay и ApplePay для некоторых банков заблокированы и сейчас работают только для карт российской платежной системы «МИР».
Что делать: разместите на сайте или в приложениях предупреждение для гостей об особенностях оплаты. Подумайте над добавлением нового способа оплаты на свои онлайн ресурсы – Системы быстрых платежей (СБП). Это еще более повысит стабильность вашего бизнеса.

Помимо санкций, накладываемых на Россию, внутри страны также принимается много решений и нормативных документов, которые способны существенно повлиять на бизнес. В частности, 21 марта компания Meta признана экстремисткой организацией и запрещена на территории РФ.
Что делать. Многие юристы советуют немедленно удалить с сайтов и из приложений логотипы и ссылки на Facebook и Instagram. Не менее важно и дальше следить за принимаемыми документами и судебными решениями. Выберите, по-возможности, один-два деловых информационных канала и возьмите за правило ежедневно отслеживать происходящее в стране.